[Греч. Μιχαὴλ Χωνιάτης] (ок. 1138, Хоны, М. Азия, близ совр. г. Хоназ, Турция - 1222, мон-рь Иоанна Предтечи близ Водоницы (ныне Менденица, Греция)), свт. (пам. 4 июля), митр. Афинский (с 1182; в изгнании с 1205), визант. писатель; старший брат историка Никиты Хониата. В лит-ре ему приписывалось фамильное имя Акоминат (᾿Ακομινάτος), к-рое, как показал Г. Штадтмюллер (Stadtmüller. 1934. S. 274-278), является результатом ошибки в написании и не встречается в средневек. текстах. Основным источником для реконструкции биографии М. Х. служат его сочинения, в основном обширная переписка. Упоминания о нем содержатся также в «Истории» Никиты Хониата и в письмах др. визант. интеллектуалов кон. XII - нач. XIII в.
М. Х. род. в г. Хоны. Год его рождения восстанавливается на основании упоминания о возрасте М. Х., которое содержится в одном из его поздних писем (Ibid. S. 138). Он был старшим ребенком в многодетной семье. Получил начальное образование под рук. Никиты, митрополита г. Хоны, после чего был направлен отцом в К-поль для дальнейшего обучения. Поступил в столичную патриаршую школу, где учился у свт. Евстафия (впосл. митрополит Фессалоникийский) и сблизился с др. интеллектуалами его круга, в т. ч. с Евфимием Малаки, митрополитом Нов. Патр. В Патриаршество Михаила III Анхиала (1170-1178) или Феодосия I Ворадиота (1179-1183) стал помощником секретаря (ὑπογραμματεύς) патриаршей канцелярии. В апр. 1182 г. был свидетелем переворота в К-поле, приведшего к власти имп. Андроника I Комнина, а также последовавшей за этим событием резни латинян. Не позднее сент. 1182 г. М. Х. был рукоположен во епископа и возведен на митрополичью кафедру Афин. В приветственных речах в честь преторов Никифора Просуха и Димитрия Дрими, к-рые были направлены в Аттику имп. Андроником I, М. Х. прославлял нового императора за его мужество, справедливость и благочестие. Трудно сказать, насколько искренними были эти похвалы, поскольку в речах и письмах М. Х., написанных после свержения Андроника I в сент. 1185 г., содержится столь же горячее обличение его тиранического правления.
В течение 1205 г. М. Х. посетил Фессалонику, где встретился с неким кардиналом (предположительно с Бенедиктом, кардиналом-пресвитером рим. ц. св. Сусанны, к-рый в 1205 г. находился в греч. землях в качестве легата Римского папы Иннокентия III (см.: Stadtmüller. 1934. S. 184; Κολόβου. 1999. Σ. 17)), а также ряд городов на о-ве Эвбея. Спустя нек-рое время М. Х. поселился на о-ве Кеос (ныне Кея) и провел там 12 лет, продолжая поддерживать связи с греч. духовенством Афинской епархии. В 1208 г., ссылаясь на старческую немощь и привязанность к Афинам, М. Х. отклонил предложение никейского имп. Феодора I Ласкаря (1208-1221) и своего друга Михаила IV Авториана, патриарха К-польского (1208-1213/14), принять попечение о вдовствующей кафедре Наксоса. При этом в своих письмах М. Х. прославляет Ласкаря как богоизбранного царя, с чьим именем связана надежда на освобождение ромеев от лат. тирании. В 1217 г., разуверившись в своей полезности для прежней паствы, переправился на о-в Эвбея, а затем в Фессалию, откуда планировал продолжить путь в Эпир (см. ст. Эпирское княжество), правитель к-рого Феодор Ангел Комнин Дука обещал ему свое гостеприимство. Поездка М. Х., однако, вызвала подозрение лат. властей, предполагавших, что Феодор Дука сможет использовать престарелого митрополита, чтобы увеличить свое влияние на греческие земли. По этой причине М. Х. был вынужден остановиться в монастыре Иоанна Предтечи близ Водоницы, где и пребывал до своей смерти в 1222 г.
Сохранилась речь на смерть (см. ст. Монодия) М. Х., составленная одним из его племянников и произнесенная в Афинах в присутствии паствы митрополита. О посмертном почитании М. Х. в Аттике свидетельствуют 2 фрески с изображением Афинского архипастыря по имени Михаил, относящиеся ко 2-й четв. XIII в.: в алтаре ц. св. Петра (г. Каливия-Торику, Вост. Аттика) и в ц. св. Спиридона, составляющей часть пещерного комплекса Давелис. Последняя роспись, хуже сохранившаяся, в наст. время снята со стены и хранится в Византийском музее в Афинах. В кодексе 322 (956) мон-ря Ватопед, содержащем список Иерусалимского устава, М. Х. упомянут как святой с днем памяти 4 июля; А. А. Дмитриевский относил эту рукопись к XIV в. (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 133, 754). Новую службу в честь М. Х. составил в 2005 г. гимнограф Александрийской Православной Церкви Х. Бусьяс.
Писательское наследие М. Х. состоит из произведений неск. жанров. Среди его риторических сочинений наиболее известны приветственные речи в честь имп. чиновников, в разное время посещавших Аттику, и монодии. К речам примыкают церковные проповеди, произнесенные в период архиерейского служения М. Х. в Афинах: гомилии на Крестопоклонную неделю (BHG, N 420m), на неделю Ваий, на погребение Господа Иисуса Христа, в честь сщмч. Леонида, еп. Афинского (Ibid, N 984), фрагмент гомилии в честь прп. Мартиниана Кесарийского (BHG, N 1180), а также значительное по объему собрание огласительных поучений (по номерам известны 26, из которых полностью или частично сохранились 23).
Эпистолярный корпус М. Х. включает 181 письмо, в числе адресатов - визант. интеллектуалы кон. XII - нач. XIII в., настоятели мон-рей, высшие сановники Византийской империи, а после 1204 г. - Никейской империи и Эпирского княжества. Имеется небольшая подборка поэтических произведений, написанных двенадцатисложником, или гекзаметром. Особое место занимает Прошение (῾Υπομνησικον, что буквально означает «напоминание», «меморандум») на имя Алексея III Ангела, составленное в 1198 г. и содержащее просьбу об избавлении от экстраординарных повинностей, грозящих Аттике разорением, а также т. н. Олицетворение (Προσωποποιΐα), где представлен спор человеческой души с телом перед лицом судей (первоначально опубликовано под именем свт. Григория Паламы).
Сочинениям М. Х. свойствен высокий риторический стиль, характерный в целом для авторов круга Евстафия Фессалоникийского. Речи и письма М. Х. являются ценным источником, позволяющим характеризовать состояние визант. провинции накануне лат. завоевания и непосредственно после него. В то же время вопрос о степени объективности представленной в них картины всеобщего упадка, разорения и бедности остается дискуссионным, поскольку археологические данные скорее дают основание говорить об экономическом росте в визант. Аттике в XII в. (Kazanaki-Lappa. 2002. P. 644-645; Μπούρας. 2010. Σ. 246). Проповеди М. Х. не отличаются оригинальностью содержания и, как правило, посвящены духовно-нравственным наставлениям, основанным на текстах Свящ. Писания и святоотеческих творениях. При этом автор не упускает случая подкрепить свою мысль заимствованиями из античной лит-ры. М. Х. также проявляет интерес к христ. антропологии и аскетике, а в нек-рых гомилиях обращается и к сюжетам из окружающей жизни, стараясь избегать, однако, конкретных деталей.